#Славяне #Веды_Славян #Родоноверие #Православие #Вера_Предков СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ | СТАРОРУССКИЕ СОЛНЕЧНЫЕ БОГИ И БОГИНИ У всехъ языческихъ народовъ: древнихъ и новыхъ, стараго и новаго света, солнце несомненно было самымъ уважаемымъ и любимымъ божествомъ. Съ боже-ствомъ солнца язычникъ соединялъ самыя лучшія воспоминанія своего отдаленнаго прошлаго; къ солнцу же онъ обращался съ мольбою въ своихъ нуждахъ. Справедливость требуетъ признать тотъ фактъ, «что иногда во главе языческаго Олимпа становились боги и не солнечнаго происхожденія, какъ наприм. богъ-громовникъ, или какой-нибудь полукнижный Брама (Парабрама). Но богъ-громовникъ по самому существу того небеснаго явленья, которое онъ олицетворяетъ, имеетъ значенье только местное, для некоторыхъ только странъ, и притомъ онъ всегда представляется для простодушнаго дикаря какимъ-то недоступнымъ, грознымъ и карающимъ существомъ. Книжныя панте- истическія божества, въ роде Парабрамы, потому уже не могутъ пріобрести симпатій простаго народа, что они вообще мало известны въ массахъ не философствующей толпы; такія божества, какъ придуманныя жрецами, и известны только въ ихъ ограниченномъ кругу. Вотъ почему даже и тамъ, где главнымъ богомъ является не солнечное божество, солнце всетаки наи-более любимо и уважаемо. Не отъ бога-громовника, не отъ пантеистическаго существа, а отъ бога солнца производятъ свой родъ династіи языческихъ царей. Мы разумеемъ напримеръ египетскихъ фараоновъ (отъ бога солнца Ра, или Фра), индейскихъ царысовъ и американскихъ инковъ. Начало земледелія и вообще цивилизаціи приписывается также солнцу, или его детямъ (американскія предаиія дикарей, обитающихъ на возвышенностяхъ Боготы, а также инковъ). Словомъ у язычниковъ не было божества более симпатичнаго и уважаемаго людьми, какимъ именно было само солнце. Русское язычество не представляетъ исключенія изъ общаго правила: солнечные боги были самыми общеизвестными и любимыми на Руси. Повидимому впрочемъ главнымъ богомъ у русскихъ язычниковъ былъ громовникъ Перунъ. Прокопій Кесарійскій, писатель VI века, говоритъ о религіи древ» нихъ славянъ:, „Они (Славяне и Анты) признаютъ единаго бога, творца молніи и грома (разумеется Перуна) единымъ господомъ вселенной, и приносятъ ему въ жертву быковъ и иныхъ священныхъ животныхъ". Трудно перетолковать это свидетельство, хотя вообще признано, что оно относится собственно только къ юго-западньщзь славянамъ. Темъ не менее, судя по нашей летописи, Прокопіево свидетельство вполне прилолшмо къ эпохе княжеской Руси отъ Олега вещаго до Владиміра язычника. Мы видимъ, какъ мужи Олега, по настоянію византійскихъ императоровъ Леона и Александра, клянутся оружіемъ своимъ и богами: Перуномъ и Волосомъ. Говоря о ревностномъ служеніи Владиміра языческимъ богамъ, летописецъ замечаетъ: „И нача княжити Володимеръ въ Киеве единъ, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна. а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь" (Лав-рент, л. подъ 980 г.). При чтеніи этихъ словъ летописи невольно бросается въ глаза то самое обстоятельство, что летописедъ сравнительно очень много говоритъ о Перуне, описываетъ мелкія подробности его идола,— между темъ тотъ-же самый летописедъ, когда дело идетъ о другихъ богахъ, едва удостоиваетъ ихъ той небольшой доли вниманія, чтобы передать хотя-бы ихъ имена, на первый разъ вообще довольно стран-ныя и, за исключёніемъ одного только Дажьбога, вообще непонятныя для современнаго русскаго человека. Соколов М.Е. - Старо-русские солнечные боги и богини Автор книги Михаил Евгеньевич Соколов — фольклорист, автор пособий по философии, воспитанник Казанской духовной академии. Вниманию читателей предлагается книга отечественного фольклориста М.Е.Соколова, в которой автор излагает систему солнечной мифологии. Исследуя древнерусских солнечных богов и богинь, он приходит к выводам, что солнечный культ имеет более древнее происхождение, чем культ грома и молнии. Степень сходства религиозных верований великорусов, малорусов, червонорусов и белорусов является показателем степени родства самих русских племен, что говорит о том, что русская мифология вообще однообразна и ее можно свести к немногим положениям. Книга рекомендуется этнографам, историкам, культурологам, всем заинтересованным читателям. Содержание книги: 1. Древне-русский солнечный культ. Историческое обозрение. 2. Солнце. 3. Хорс и Хрос. 4. Ярило и Яровица. Коструб=Кострубенько и Кострома. Страница из славяно-русской мифологии и этологии. 5. Чурила и Чурилья. Журило и Дженджриха. 6. Лад=Ладо и Лада. Лель и Ляля. 7. Солнечные праздники. 8. Заключение. Николай Костомаров - Славянская мифология Николай Иванович Костомаров (1817-1885) - русский историк. Окончив в 1833 г. курс в гимназии, Костомаров поступил сперва в Московский, а потом в Харьковский университет на историко-филологический факультет. Желая уяснить себе народную психологию, Костомаров стал изучать памятники народной словесности в изданиях Максимовича и Сахарова и особенно увлекся малорусской народной поэзией, в чем могло сказаться влияние на него Артемовского и Мешлинского, а частью и повестей Гоголя. Одной из черт Костомарова, приобретенная им с детства от матери, была религиозность; эта религиозная идея пропитывает собой все построение труда Костомарова, «Славянская мифология». В этом труде Костомаров попытался создать единую систему мифологии всех славянских племен. Для этой цели он привлек огромный фольклорный материал, сопоставил даные славянской истории и славянского фольклора с данными других индоевропейских народов, использовал обширную исследовательскую литературу. Материалы этого труда были использованы им при чтении лекций в Киевском университете. Сейчас возвращается интерес в полузабытым, а то и вовсе забытым богам и верованиям славян. Воистину, греческую мифологию мы знаем лучше, чем свою собственную. Не говоря уже про христианство и православие, которые «подмяли» под себя и праздники древние, и богов. Автор попытался изложить все версии, даже самые неправдоподобные, и по этому видно, как мало информации осталось.

Теги других блогов: Славяне Веды_Славян Родоноверие